Главная Гостевая книга Методички Фотоальбом ОЗО Археол. лаборатория

Археологическая лаборатория

Урало - Поволжская Археологическая конференция ЧГПУ
2-5 февраля 2005 г.

"Решение ХХХVII Урало - Поволжской археологической студенческой конференции".

Фотографии с ХХХVII Урало - Поволжской археологической студенческой конференции


Археология - это жизнь! Интервью со Злаказовым Александром студентом 501 группы

Археология в ЧГПИ / ЧГПУ. 30-летняя ретроспектива

Историю любой организации, особенно научной, принято начинать либо с официального приказа о ее создании, либо с первого крупного проекта, которым эта организация заявила о себе миру. Если вести отсчет в соответствии с первым критерием, то нашей лаборатории лишь два года с небольшим. Именно два года назад впервые в истории вуза приказом ректора - В.В.Латюшина, лаборатория археологических исследований при кафедре отечественной истории была юридически оформлена. Если положить в основание второй критерий, то нужно говорить о лете 1975 года. Именно тогда археологическая лаборатория ЧГПИ впервые в истории вуза выступила в качестве вполне дееспособного организатора крупного научного проекта - масштабных исследований памятников древней истории в Брединском районе Челябинской области - Синташтинского поселения и могильника.

Что касается меня, то я считаю более целесообразным говорить о тридцатилетней истории археологии в нашем институте - университете.

В отличие от подразделений академической науки археологическая лаборатория в педагогическом вузе неминуемо должна была включить в перечень направлений своей деятельности, помимо собственно "строгой" науки, ряд прикладных направлений, как то:

  • приобщение студентов историко - педагогического тогда факультета к занятиям наукой и через этот канал улучшение качества исторического образования в вузе;
  • педагогическая археология (работа по археологическому школьному краеведению);
  • музейное дело.

    Сейчас, после более четверти века работы лаборатории, уже можно подвести некоторые промежуточные, надеюсь, итоги ее деятельности по всем обозначенным направлениям:

    1. Первое направление: "строгая" наука. Здесь уместно, учитывая специфику науки, говорить о следующем:
    Полевые исследования. Археологами педагогического института и, впоследствии, университета проведено исследование целого ряда микрорайонов древнего расселения в пределах Челябинской области. Это, в первую очередь, микрорайон археологических памятников у с.Кулевчи Варненского района, где в конце 70-х - начале 80-х г. ХХ века было изучено первое поселение т.н. петровского типа позднего бронзового века в Южном Зауралье Кулевчи III и могильник Кулевчи VI, богатство погребального инвентаря некоторых могил которого до сих пор не имеет равных ни на Южном Урале, ни в Казахстане. По итогам исследования этого могильника значительно увеличился банк данных по облику одежды женщин алакульской культуры, по модели погребальной обрядности носителей федоровской культуры. Другой микрорайон древнего расселения изучался в течение десяти лет. Речь идет о комплексе археологических памятников "Устье" на стыке Варненского, Карталинского и Чесменского районов. Он включает в себя целый ряд разновременных памятников эпохи бронзы, раннего железного века и средневекового периода. Однако, подлинную известность ему принесло изучение в 1983 - 1993 гг. укрепленного поселения Устье I и относящегося к нему курганного могильника Солнце II. Исследование Устья I впервые в Южном Зауралье позволило доказать хронологическую последовательность синташтинских и петровских памятников, конкретизировать представления исследователей о характерных особенностях синташтинской и петровской архитектуры, о характеристиках керамических комплексов этих культурных феноменов, об облике хозяйственно - экономических связей и направленности связей культурных. Третий микрорайон локализуется в урочище "Каменный Амбар", что на реке Карагайлы - Аят в Карталинском районе. Здесь также в древности и в средние века функционировал микрорайон археологических памятников. В период с 1986 по 1998 гг. археологи ЧГПИ / ЧГПУ (В.П.Костюков, Н.Б.Виноградов, А.В.Епимахов) изучали здесь памятники бронзового, раннего железного веков и средневековья. Итоги настолько значительны, что потребовали бы отдельного доклада. Ограничусь лапидарным их перечислением. Исследование в 90-х г. ХХ века укрепленного поселения Ольгино позволило конкретизировать представления об облике оборонительных сооружений синташтинского времени. Целый спектр представлений об облике синташтинской погребальной обрядности обозначен раскопками могильника Каменный Амбар 5. Здесь же изучен едва ли не единственный в Южном Зауралье погребальный комплекс V - VI в., уникальные святилища кочевников ХIII - ХIV в. с выразительными каменными стелами.Четвертый микрорайон находится у урочище "Система" и в районе с.Анненское Карталинского района. Основным исследователем здесь выступал на протяжении ряда лет В.П.Костюков. Пятый микрорайон, где с 1983 по 1990 г. проводились масштабные стационарные работы археологами ЧГПИ, находится на крайнем западе Троицкого района, у с. Черноречье на р.Уй при впадении в нее справа р.Черной. Здесь также исследован ряд ярких памятников древних культур Южного Урала: укрепленное поселение эпохи бронзы Чернореченское III и отеносящийся к нему могильник Кривое Озеро. Исследование последнего значительно обогатило наши представления об особенностях погребальных обрядов синташтинского и петровского населения, их материальной и духовной культуре. Итоги этих работ получили широкий научный резонанс не только в нашей стране, но и за рубежом. В конце 90-х г. ХХ века и в начале нашего века отряды экспедиции ЧГПИ работали в двух новых микрорайонах: у д.Песчанка Карталинского района, где исследовали погребальные памятники срубно - алакульского круга бронзового века и проблематику, с ними связанную, а также курганы средневековой эпохи (И.П.Алаева, С.С.Марков, В.П.Костюков), а также у горы Малая Березовая в окрестностях д.Рассвет Нагайбакского района, где в прошлом году приступили к изучению группы поселений позднего бронзового века (И.П.Алаева, С.С.Марков).

    Все, что сказано о полевых исследованиях, их не исчерпывает, поскольку, помимо стационарных работ все эти годы мы вели интенсивные разведочные исследования. В Челябинской области во второй половине 70-х годов - в начале 80-х годов были обследованы долины целого ряда степных рек (Бирсуат, Карагайлы - Аят, Караталы - Аят, Арчаглы - Аят, Сухая, Средний Тогузак и целый ряд других. На карту Южного Зауралья были нанесены сотни новых памятников археологии. В 1984 - 1989 г. отряды экспедиции обследовали большую часть территории Курганской области, учли и описали около 1000 памятников древней истории Зауралья, а 250 из них открыли впервые. По итогам этих работ в 1993 г. была издана "Археологическая карта Курганской области", получившая хорошую оценку у коллег и специалистов по охране памятников археологии. Наука считается состоявшейся лишь тогда, когда материалы исследований и концепции исследователей становятся доступными для обсуждения и критики.Ежегодно мы отсылаем в Москву объемный том, а то и не один "Отчет о полевых археологических исследованиях", который рецензируется и по результатам рецензирования выдается разрешение на исследование в следующем году. Если говорить о публикациях материалов исследований археологов лаборатории ЧГПИ/ЧГПУ, то они исчисляются сотнями. Перед вами лишь часть того, что издано за последние десять лет и не только в нашей стране, но и в США и Англии. Только у меня вышло из печати 55 статей и одна монография. Последнее наше творение вполне может считаться этапным. Лишь вчера я получил сигнальный экземпляр "Вестника" ЧГПУ, впервые в истории вуза полностью посвященного проблемам археологического изучения Южного Зауралья. Этот "Вестник" - реальное подтверждение того, что ЧГПУ занял свое место среди других научных центров Урала, где периодические археологические издания имеют более продолжительную историю (УрГУ, ОГПУ).

    Второе направление деятельности лаборатории - способствование профессионализации и углубление исторической образованности студентов историко - педагогического, а затем и исторического факультета ЧГПИ / ЧГПУ. Можно гордиться результатами и на этом поприще. В рамках подготовки к празднованию 70-летия ВУЗа я попытался подготовить выставку фотопортретов тех студентов, которые своей работой на благо археологии оставили заметный след в истории лаборатории. Вы не поверите, их набралось не много не мало, около 80 человек. Это при том, что, например, в настоящее время (на 2004 год) различными формами участия в лабораторных делах охвачено 45 студентов различных курсов исторического факультета ЧГПУ. Лабораторию с полным основанием можно назвать студенческой. С 1976 года члены лаборатории ежегодно, повторяю, ежегодно, принимают участие в работе всесоюзных и региональных археологических студенческих конференций, таких как Урало - Поволжская археологическая студенческая конференция, Региональная археолого - этнографическая студенческая конференция (Сибирская). На 1985 год в активе студентов - археологов ЧГПИ уже было более 30 дипломов и грамот за лучшие доклады, прочтенные ими на конференциях различного уровня. Хочу быть правильно понятым. Не исключая возможности археологической специализации, мы, всегда ориентировали студентов - археологов на познавательно - развивающий аспект, что важно на любой работе. Из стен лаборатории вышли известные в научных кругах специалисты, такие как доктора исторических наук Обыденнова Гульнара Талгатовна, Абрамзон Михаил Григорьевич, кадидаты исторических наук Костюков Владимир Петрович, Епимахов Андрей Владимирович, Булдашов Вадим Александрович, Нелин Дмитрий Владиленович. Практически все лабораторцы добились больших успехов в жизни в различных областях. Так Галина Александровна Бочкарева (Ишимова) - первый зам. Главы администрации Нагайбакского района, а Юрий Викторович Тарасов - подполковник, начальник одного из важнейших отделов областного управления ФСБ, а Надя Егорова стала одним из востребованных в Челябинске дизайнеров по интерьеру. Кем бы не работали сейчас лабораторцы, все они с особым чувством вспоминают о проведенных в лаборатории годах.

    На протяжении всех лет работы лаборатории я старался неуклонно проводить политику реального приобщения студентов к науке. Если говорить о прошлых десятилетиях, то такие студенты - археологи как Галя Гуткова, Коля Меньшенин, Света Вершинина, Сережа Марков, Юра Тарасов получали и неоднократно "Открытые листы" - разрешения на самостоятельные и ответственные археологические исследования. Их выдает под строгую отчетность Отдел полевых исследований Института археологии страны. Если взять последние годы, то право на ведение самостоятельных исследований получили такие студенты как Оксана Науменко, Лена Тидеман, Женя Никулина. Практически всегда студенты - археологи достойно представляли лабораторию и в этом секторе. Только за последние 5 - 6 лет членами нашей лаборатории в различных изданиях было опубликовано около 60 статей и заметок. То же можно сказать и о дипломах за лучшие доклады на научных конференциях различного уровня. В последние годы появилась еще одна область приложения энергии для студентов - археологов, - это гранты. Только за прошлый год гранты различного уровня (университетские, областные) получили сразу пять студентов нашей лаборатории (Лена Колесникова, Егор Урушев, Даша Ерхова, Женя Никулина, Лена Тидеман). Добавлю, что в лаборатории традиционно утвердился культ знаний. Студенты, как правило, учатся с большим желанием. Почти все они отличники учебы.

    Третье направление работы лаборатории - школьное археологическое краеведение. Здесь также можно много о чем сказать. Очень кратко. За прошедшие тридцать лет была смоделирована и "запущена" в работу достаточно оригинальная система трансляции результатов новейших достижений археологической науки на Южном Урале для детей различного возраста. В разработке этой модели приняли активное участие многие лабораторцы, такие как С.В.Марков, Л.В.Туфленков, Г.Л.Болотова (Туфленкова), В.П.Костюков, В.Х.Газизова и другие. В концентрированном виде все, что касается школьного археологического краеведения и роли лаборатории археологических исследований ЧГПИ / ЧГПУ в его развитии, изложено в недавно изданной брошюре С.В.Маркова. От себя скажу, что в развитии этого сектора деятельности лаборатория, начав его разработку в одиночку, с середины 80-х годов выступала уже лишь как одно из звеньев детской археолого - краеведческой организации, наряду с Дворцом пионеров и школьников г.Челябинска, рядом Домов пионеров и школьников г.Челябинска и области, а также отдельных школ города и области, где работали или работают выпускники лаборатории. Уровень работы со школьниками по археологическому краеведению, достигнутый в нашей области за последние тридцать лет, не имеет аналогов по России во всяком случае. Школьники - археологи из нашей организации регулярно демонстрируют высокий уровень знания и обсуждения проблем археологии.

    Последние 10 - 12 лет лично я постепенно отошел от активного участия в делах школьного археологического краеведения, поскольку в этом уже не было необходимости и приступил к формированию учебно - методического комплекса для школьников по археологическому краеведению. Вместе с моими коллегами: В.Х.Газизовой, О.Н.Фадеевой, Т.А.Шевченко, М.Г.Абрамзоном его удалось полностью создать и почти полностью довести до непосредственных пользователей, т.е. до школьников. Заминка вышла лишь с "Рабочей тетрадью". Впрочем, этот сюжет я лишь недавно докладывал вам на одном из заседаний кафедры.

    Последнеее, четвертое направление деятельности лаборатории - музейное строительство. За истекшие десятилетия на базе лаборатории функционировали последовательно три музейные экспозиции, так или иначе связанные с древней историей края. Первая попытка была предпринята еще тогда, когда мы размещались на четвертом этаже, в переходе из основного корпуса в корпус физмата. Вторая - уже в одном из лучших помещений лаборатории в цокольном этаже общежития № 2. Обе эти экспозиции объединяет стремление следовать традициям государственных музеев с их академизмом и отсутствием ориентированности на конкретный возрастной диапазон посетителей. Пожалуй, наиболее удачная попытка создания музея на базе лаборатории связана с реализацией концепции учебного школьного археологического музея. Однако, по прошествии 12 лет со времени его ввода в строй, стали ясны дальнейшие перспективы и хочется иметь два музея. Один - усовершенствованный вариант упомянутого школьного учебного археологического музея с приданием уже имеющейся экспозиции статуса мемориальной; другой - выполненный на хорошем оформительском уровне академического типа археологический музей, где могли бы быть представлены в большинстве археологические открытия, о которых шла речь в первой части доклада.

    В целом, я с гордостью оборачиваюсь в прошлое лаборатории и с большей надеждой и прочной уверенностью смотрю в ее будущее.

    Н.Б.Виноградов

  • Web-master Petrushin Evgeniy (c) 2005
     















    Hosted by uCoz